Работа «Скорой помощи» в будни и праздники
Подошёл к концу первый месяц наступившего года, восемь дней которого россияне провели праздно, отмечая новогодние каникулы. К сожалению, именно в праздники происходят различные негативные случаи, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан. А куда обращаются люди за экстренной и неотложной помощью, конечно, в Службу скорой помощи.
Какими были трудовые дни медиков мы узнали из интервью с заведующим отделением скорой медицинской помощи ОГБУЗ «ЗГБ» Владимиром Олеговичем Талалаевым, 15 лет возглавляющим «Скорую».
- Владимир Олегович, отличались ли праздничные дни ростом числа вызовов?
- Да, число вызовов возросло в полтора раза. Рекорд побили первая новогодняя ночь – 67 обращений (в обычные дни 35 – 45) и рождественская ночь – 61 вызов. Пить меньше не стали. Но, если сравнивать с временами десятилетней давности, случаев отравления суррогатной алкогольной продукцией и чрезмерного употребления спиртного, стало значительно меньше. Тем не менее, основная часть вызовов связана с приёмом горячительных напитков. Судите сами, 1 и 2 января первыми вызовами стали ножевые ранения, лидировали ушибы, переломы конечностей, черепно-мозговые травмы, падения с горки у кинотеатра «Россия», алкогольная интоксикация, абстинентный (похмельный) синдром, один случай избиения беременной женщины, алкогольная кома. В связи с закрытием в праздники поликлиник, увеличилось число вызовов, в том числе и к детям (ОРВИ, высокая температура и др.), возросло и число госпитализируемых. В отношении взрослого населения очень часто мы фиксировали отказы от осмотра.
- С какими ещё жалобами в эти дни обращались к диспетчеру?
- Конечно, вызовы, без которых не обходится ни один наш день, это пациенты с болевым синдромом различного происхождения, онкологические больные, а так же страдающие гипертонией, бронхиальной астмой, эпилепсией и многими другими недугами.
- Сколько всего за январские каникулы поступило обращений и сколько пришлось обслужить за истекший год?
- За 2013 год совершено 14300 выездов, из них 1200 в район. За январь поступило 1191 вызовов и 60% из них необоснованных для «Скорой», только 40% экстренных, где по-настоящему требовалась наша работа. Так получается, что люди перестраховываются и звонят в «неотложку» по поводу и без. Часто звонили нетрезвые люди, а когда бригада приезжала, они заявляли: «А мне не нужна ваша помощь». В новогодние праздники было много звонков от прохожих, что человек на улице лежит. Приезжаем, а там никого. Таким образом, работаем вхолостую. И это беда не только нашей «скорой помощи».
- Январь – это пик востребованности вашей службы, а бывают периоды затишья?
- Да, за период многолетней практики могу выделить только один месяц – это сентябрь. Спадает жара, для пожилых людей - огородников, страдающих гипертонией, наступает период улучшения общего состояния.
- В 2013 году Служба скорой медицинской помощи начала работу в системе обязательного медицинского страхования. Значит ли это, что без предоставления полиса пациенту не окажут помощь?
- Нет, экстренную и неотложную помощь мы окажем всем бесплатно. Но, лучше, чтобы каждый житель г. Зимы и Зиминского района позаботился о получении полиса.
- Сколько машин работает на линии?
- 3 - 4 машины, и, соответственно, столько же работают круглосуточно по 12 часов. В смене шесть фельдшеров и один диспетчер.
- По правилам, максимальное время доезда до пациента 20 минут, всегда ли удается уложиться в норматив?
- Мы стремимся к этой отметке, но получается не всегда. Например до ул. Подгорная ночью за 20 минут доедем, днём – нет. Точкой отсчёта является время поступления звонка на «скорую помощь». Определяется очередность вызовов, в случае поступления экстренного вызова, отправляется свободная ближайшая бригада, при поступлении вызова неотложной формы - на него реагируем во 2, 3 очередь. Например, 25 декабря 2013 г., с 18.00 до 20.00 часов поступило 15 вызовов, в основном все экстренной формы, и неотложный вызов к хроническому больному был отработан только спустя 1час 40 минут. Нельзя забывать, что в наши функции входит и транспортировка больных (с инфарктом, с острым коронарным синдромом, нарушением мозгового кровообращения) в реабилитационный центр г. Саянска. При этом минимум три часа этой «скорой» в городе не будет, а если добавится дальний вызов в район, то на длительное время не будет и второй машины.
- Существует проблема нехватки кадров?
- Да, определенную трудность с кадрами мы испытываем.
- Бригадам «Скорой» приходится работать в ночное время с представителями разных социальных слоёв населения, без средств защиты и охраны. Бывали случаи нападения?
- Да, работа на «скорой» тяжелая и опасная. Помимо типичных случаев нападения собак, фельдшерам зачастую приходится сталкиваться с неадекватными и пьяными пациентами. Агрессивное поведение, направленное на бригаду скорой помощи, бывает, исходит не только от асоциальных граждан, но и от обычных, которым пришлось долго ждать приезда “скорой”. Стараемся на опасные вызовы выезжать совместно с нарядом полиции.
- Владимир Олегович, спасибо за интересный рассказ, удачи Вам и Вашим коллегам в столь нелёгком и нужном деле.
Беседовала Светлана Грудинина