ПРОГРАММА
«Основы медицинских знаний, которыми должны владеть работодатели
для стимулирования и мотивации работников к сохранению и укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни»
(срок обучения 36 академических часов)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Вид программы: практикоориентированная.
2. Цель программы: формирование у работодателей готовности к охране здоровья граждан путем организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на повышение мотивации работников к сохранению и укреплению здоровья и ведения здорового образа жизни.
- Контингент обучающихся: работодатели
- Содержание программы:
4.1. Рабочая программа учебного модуля «Профилактика наркологических расстройств»;
4.2. Рабочая программа учебного модуля «Укрепление здоровья и профилактика хронических неинфекционных заболеваний на рабочем месте»;
4.3. Рабочая программа учебного модуля «Основы здорового питания»;
4.4. Рабочая программа учебного модуля «Основы иммунопрофилактики. Профилактика ВИЧ-инфекции для работающего населения».
Рабочая программа учебного модуля «Профилактика наркологических расстройств»
Цель: формирование у работодателей способностей по
стимулированию и мотивированию работников на отказ от употребления алкоголя, табака и наркотических веществ и ведению здорового образа жизни.
Задачи:
овладеть знаниями: о закономерностях формирования зависимости от психоактивных веществ (далее - ПАВ) и преимуществах ведения здорового образа жизни, о методах профилактики зависимости от ПАВ;
овладеть приемами эффективной коммуникации и мотивации к здоровому образу жизни, навыками саморегуляции.
По итогам обучения слушатели должны:
знать:
- законодательство Российской Федерации в сфере противодействия
ПАВ;
- основные представления о структуре здорового образа жизни;
- факторы риска формирования зависимого поведения от ПАВ;
- медико-социальные последствия потребления ПАВ;
- основы профилактики табакокурения, употребления алкоголя и наркотических средств.
уметь:
- своевременно выявлять факторы риска развития наркологических заболеваний и мотивировать на изменение дезадаптивных форм поведения;
- формировать эффективные внутренние коммуникации, создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе;
- применять практические методики регуляции поведения конкретного человека и собственной психической деятельности, мотивации сотрудников на ведение здорового образа жизни.
Учебный план
|
JI2 ПЗ3 Форма |
Наименование разделов и тем |
Содержание |
Трудоем- |
контро ля |
кость |
- Федеральный закон Российской Федерации от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;
- Административный и Уголовный кодекс Российской Федерации;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009
№ 2128-р «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года»;
- Единая конвенция Организации объединенных наций по наркотическим средствам (1961 г.);
- Конвенция Организации объединенных наций о психотропных веществах (1971 г.);
- Конвенция Организации объединенных наций о борьбе против
Наименование разделов и тем |
Содержание |
Трудоем кость1 |
Л2 |
ГО3 |
Форма контро ля |
|
незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.); 10. Европейская хартия по алкоголю Всемирной организации здравоохранения (1995 г.) |
|
|
|
|
11. Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (2003 г.) |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
||
1.2. Эпидемиология наркологических расстройств |
Исторические аспекты распространения и лечения пьянства, алкоголизма, наркомании и табакокурения в России и в мире Современные тенденции распространения наркологических заболеваний в России и в мире |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
1.3. Порядок оказания наркологической помощи на территории Российской Федерации |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 № Ю34н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи но профилю «Психиатрия наркология» и порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и/или расстройствами поведения связанными с |
1 |
0,5 |
0,5 |
Наименование |
Содержание |
Трудоем кость1 |
Л2 |
пз3 |
Форма |
разделов и тем |
|
|
|
контро ля |
|
|
употреблением |
|
|
|
|
|
психоактивных веществ» |
|
|
|
|
1.4. Организация и |
1. Трудовой Кодекс |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
тактика действий |
Российской Федерации; |
|
|
|
|
администрации |
2. Приказ Министерства |
|
|
|
|
(работодателя) по |
здравоохранения |
|
|
|
|
отстранению |
Российской Федерации |
|
|
|
|
сотрудника от |
от 18.12.2015 № 933н |
|
|
|
|
выполнения |
«О порядке проведения |
|
|
|
|
трудовых |
медицинского |
|
|
|
|
обязанностей в |
освидетельствования на |
|
|
|
|
состоянии |
состояние опьянения |
|
|
|
|
алкогольного, |
(алкогольного, |
|
|
|
|
наркотического или |
наркотического или |
|
|
|
|
иного токсического |
иного токсического)» |
|
|
|
|
опьянения |
|
|
|
|
|
2. Понятия наркотической, алкогольной и других форм зависимостей. |
|||||
Виды и |
формы наркологической |
профилактики |
|
|
|
2.1. Химические и |
Понятия зависимости: |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
нехимические виды |
химические (алкоголизм, |
|
|
|
|
зависимости |
наркомания, токсикомания, табакокурение); нехимические (игромания, компьютерная зависимость, шопоголизм, нарушения пищевого поведения). Виды зависимости: |
|
|
|
<и S S л 03 о п CJ |
|
психическая и |
|
|
|
и ю о и |
|
физическая |
|
|
|
|
2.2. Факторы риска и |
Био-психо-социо- |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
факторы защиты |
духовная модель |
|
|
|
|
развития |
развития |
|
|
|
|
наркологических |
наркологических |
|
|
|
|
заболеваний |
заболеваний. Классификация факторов риска и факторов защиты в зависимости от уровня |
|
|
|
|
Наименование разделов и тем |
Содержание |
Трудоем кость1 |
Л2 |
ПЗ3 |
Форма контро ля |
|
их проявления: биофизиологические, индивидуально - психологические, макросоциальные, микросоциальные |
|
|
|
|
2.3. Понятие, виды, цели и задачи профилактики наркологических расстройств |
Понятие первичной, вторичной и третичной профилактики. Позитивный подход к профилактике. Субъекты и объекты профилактики. Медицинские и социальные последствия потребления психоактивных веществ. Приемы пропаганды здорового образа жизни. Способы раннего выявления злоупотребляющих ПАВ. Социальная терапия (интервенция) и методы ее осуществления. Информационные и правовые основы организации и проведения социального прессинга |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
2.4. Принципы здорового образа жизни |
Составляющие здорового образа жизни. Принципы сохранения здоровья. Социальнокультурные аспекты феномена здоровья. Современные представления о здоровье. Критерии и нормы здоровья. |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
Наименование |
Содержание |
Трудоем- 1 кость |
Л2 |
пз3 |
Форма |
разделов и тем |
|
|
|
контро ля |
|
|
Условия и мотивация |
|
|
|
|
|
ведения здорового |
|
|
|
|
|
образа жизни. |
|
|
|
|
2.5. Медико |
Механизм действия |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
социальные |
алкоголя на организм. |
|
|
|
|
последствия |
Бытовое пьянство и |
|
|
|
|
злоупотребления |
алкоголизм. Принципы |
|
|
|
|
спиртными |
диагностики. Фетальный |
|
|
|
|
напитками, |
алкогольный синдром, |
|
|
|
|
алкоголизм. |
последствие употребления алкоголя женщиной во время беременности. Диагностический маркер хронического злоупотребления алкоголем (карбогидрат дефицитный трансферрин). Стадии болезненной зависимости от алкоголя. Общие принципы лечения и реабилитации больных алкоголизмом |
|
|
|
|
2.6. Медико |
Классификация и |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
социальные |
перечень наркотических |
|
|
|
|
последствия |
средств и психотропных |
|
|
|
|
незаконного |
веществ (далее—НСиПВ). |
|
|
|
|
потребления |
Разрушающее действие |
|
|
|
|
наркотических |
НСиПВ на организм |
|
|
|
|
средств и |
человека. Психические и |
|
|
|
S S |
психотропных |
поведенческие |
|
|
|
03 о |
веществ |
расстройства, связанные с употреблением |
|
|
|
=5 О) |
|
НСиПВ. Методы |
|
|
|
vW О и |
|
экспресс-диагностики |
|
|
|
|
|
употребления НСиПВ. |
|
|
|
|
|
Общие принципы |
|
|
|
|
|
диагностики, лечения и |
|
|
|
|
|
реабилитации больных |
|
|
|
|
|
наркоманией |
|
|
|
|
Наименование разделов и тем |
Содержание |
Трудоем кость1 |
Л2 |
ПЗ3 |
Форма контро ля |
|
|
|
|
|
|
2.7. Негативные последствия окружающего табачного дыма |
Токсическое действие табачного дыма на организм человека. Индекс курильщика. Критерии стратификации риска сердечно-сосудистых осложнений. Способы отказа от курения. Общие принципы лечения табачной зависимости. Никотин- заместительная терапия |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
2.8. Нехимические виды зависимости |
Игромания (лудомания), компьютерная зависимость, шопоголизм, нарушения пищевого поведения. Трудоголизм, как форма зависимого поведения |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
2.9. Профилактика факторов риска среди Дифференцированных групп населения |
Профилактические мероприятия по предупреждению саморазрушительного образа жизни. Возрастные и гендерные критерии организации профилактических воздействий |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
2.10. Организация профилактических мероприятий в трудовых коллективах |
Роль и возможности трудового коллектива в профилактике зависимого поведения сотрудников. Медикосоциальные приемы мотивации, сотрудников на здоровый образ жизни. Формирование потребности в осознанном отношении к |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
Собеседование |
Наименование разделов и тем |
Содержание |
Трудоем- 1 кость |
Л2 |
ПЗ3 |
Форма контро ля |
|
собственному здоровью. Формирование приверженности здоровому образу жизни. Социальное партнерство. Межведомственное взаимодействие |
|
|
|
|
2.11 .Психологический тренинг развития коммуникативных навыков |
Психологический тренинг развития коммуникативных навыков и навыков саморегуляции |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Всего |
|
9 |
4,5 |
4,5 |
|
Рабочая программа учебного модуля «Укрепление здоровья и профилактика хронических неинфекционных
заболеваний на рабочем месте»
Цель: формирование у работодателей способностей по
стимулированию и мотивированию работников на ведение физически активного образа жизни, укреплению здоровья, профилактике хронических неинфекционных заболеваний на рабочем месте и ведению здорового образа жизни.
Задачи:
овладеть знаниями: о физиологических принципах рационализации режимов труда и отдыха; специфических показателях вредного воздействия производственных факторов; о профессиональном риске для здоровья работника: категории опасность, риск, вред и ущерб (физический и
моральный).
- овладеть приемами профилактики стресса на рабочем месте заболеваний, обоснованных профессиональной ориентацией, пропаганды здорового образа жизни, рационального питания, физической активности.
По итогам обучения слушатели должны:
знать:
виды хронических неинфекционных заболеваний (далее - ХНИЗ) и факторы риска; ХНИЗ, как социальное и экономическое бремя для государства, региона и работодателя;
- факторы риска ХНИЗ и рабочее место;
- меры по профилактике и укреплению здоровья на рабочем месте; программы профилактики и укреплению здоровья на рабочем
месте
уметь:
проводить профилактические мероприятия по предупреждению ХНИЗ, укреплению здоровья на рабочем месте;
реализовывать программы профилактики и укреплению здоровья на рабочем месте;
- анализировать отечественный и международный опыт профилактики и укрепления здоровья на рабочем месте и уметь применять его.
Учебный план
|
Наименование |
Содержание |
Трудоем |
Л |
пз |
Форма |
разделов и тем |
|
-кость |
|
|
конт роля |
3. Меры по |
Идея сохранения здоровья, |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
профилактике и |
как значимый элемент |
|
|
|
|
укреплению |
корпоративной этики. |
|
|
|
|
здоровья на |
Каналы и методы |
|
|
|
|
рабочем месте |
коммуникации с |
|
|
|
|
|
работниками по вопросам |
|
|
|
0) S "Г1 |
|
ведения здорового образа |
|
|
|
|
|
жизни. |
|
|
|
ж с: |
|
Содержание и формы |
|
|
|
со о S3 |
|
коммуникации, важность |
|
|
|
о и |
|
личного примера |
|
|
|
W VC О |
|
руководства. |
|
|
|
и |
|
Формы и примеры |
|
|
|
|
|
массовых акций и |
|
|
|
|
|
мероприятий по |
|
|
|
|
|
продвижению здорового |
|
|
|
|
|
образа жизни в |
|
|
|
|
|
коллективах |
|
|
|
|
4. Организа |
Создание условий для |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
ционные и |
здорового образа жизни в |
|
|
|
|
инфраструктур |
организации. |
|
|
|
|
ные меры |
Рациональное питание: |
|
|
|
|
профилактики и |
организация работы |
|
|
|
т а |
продвижения |
столовых и буфетов. |
|
|
|
03 РЛ |
здорового |
Физическая активность: |
|
|
|
о Н |
образа жизни |
спортивные залы, групповые занятия, абонементы. Меры по стимулированию отказа от употребления алкоголь и табака на рабочем месте |
|
|
|
|ц ВС о а <У Рн |
Наименование |
Содержание |
Трудоем |
Л |
ПЗ |
Форма |
разделов и тем |
|
-кость |
|
|
конт роля |
5. Медицинские |
Усиление |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
меры |
профилактической работы |
|
|
|
|
профилактики |
медицинской службы |
|
|
|
т а |
на рабочем |
организации и интеграция |
|
|
|
d а |
месте |
с программой диспансеризации. Программы дополнительного медицинского страхования. |
|
|
|
Я Я QJ В 0) Рц |
6. Программы |
Программный цикл, как |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
профилактики и |
условие эффективности |
|
|
|
|
укреплению |
реализуемых |
|
|
|
|
здоровья на |
профилактических мер. |
|
|
|
|
рабочем месте |
Планирование реализации программы профилактики с прогнозированием ожидаемой эффективности: улучшение здоровья, повышение вовлеченности и лояльности сотрудников, экономические и имиджевые эффекты. Оценка ситуации с состоянием здоровья сотрудников конкретного коллектива. Руководство, организация и взаимодействие структурных подразделений при реализации программ профилактики |
|
|
|
Тестирование |
7. Отечествен |
Примеры эффективных |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
ный и |
программ профилактики |
|
|
|
я я |
международ |
на рабочем месте в России |
|
|
|
л я о |
ный опыт |
и за рубежом: структура, |
|
|
|
Г[ о |
организации |
эффективность, анализ |
|
|
|
о <и |
профилактики и |
причин |
|
|
|
о и |
укрепления |
эффективности/неэффекти |
|
|
|
Наименование разделов и тем |
Содержание |
Трудоем -кость |
Л |
пз |
Форма конт роля |
здоровья на рабочем месте |
вности отдельных компонентов |
|
|
|
|
Политика Всемирной организации здравоохранения и других международных организаций по развитию программ здоровья на рабочем месте, как эффективной модели укрепления здоровья. Мотивация на правильное питание и двигательную активность |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
8. Основные типы корпоративных программ здоровья на рабочем месте |
Просветительские и образовательные мероприятия среди работников по повышению знаний о ХНИЗ, факторов риска и их развития: групповые и индивидуальные занятия, информационные материалы (печатные, интернет- ресурсы); Профилактика курения: запрет на курение в рабочее время, помощь работникам (и членам их семей) при отказе от табака и лечении табачной зависимости; Организация профилактического скринигаУобследования работников для выявления ранних форм заболеваний и контроля за уровнем и динамикой факторов риска; Программы по коррекции |
1 |
0,5 |
0,5 |
Тестирование |
Наименование разделов и тем |
Содержание |
Трудоем -кость |
Л |
ПЗ |
Форма конт роля |
|
веса тела: помощь работникам в реализации индивидуальных программ по коррекции питания и повышения физической активности: нормализация питания (информирование работников об основах здорового питания и создание условия для здорового питания на производстве), нормализация физической активности (образовательная, санитарнопросветительская работа. Создание условия для занятий физическими упражнениями в рабочее и внерабочее время, преобразование производственной среды, финансовая/спонсорская поддержка занятий в спортивных клубах, создание условий для минимизаций последствия стрессовых состояний. |
|
|
|
|
Всего: |
9 |
4,5 |
4,5 |
|
Рабочая программа учебного модуля «Основы здорового питания»
Цель: формирование у работодателей способностей по
стимулированию и мотивированию работников на применение основ рационального питания в повседневной жизни, укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни.
Задачи:
овладеть знаниями: принципов рационального питания, норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии;
- овладеть приемами санитарно-просветительской работы среди работников; организовывать и проводить гигиеническое обучение лиц, работающих на предприятии.
По итогам обучения слушатели должны:
знать:
- нормативное правовое регулирование вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей;
- теоретические основы рационального питания; физиологические потребности человека в пищевых веществах и
энергии;
признаки пищевых отравлений и принципы их профилактики.
уметь:
обеспечивать мониторинг за состоянием фактического питания сотрудников предприятия;
проводить санитарно-просветительской работы среди
работников; организовывать и проводить гигиеническое обучение лиц, работающих на предприятии.
Учебный план
|
Наименование |
Содержание |
Трудоем |
Л |
ПЗ |
Форма |
разделов и тем |
|
кость |
|
|
контро ля |
3. Теоретические |
Г осударственная |
2 |
1 |
1 |
|
основы |
политики в области |
|
|
|
|
рационального |
здорового питания |
|
|
|
|
питания |
населения России и пути ее решения. Структура питания населения России. Теория сбалансированного питания |
|
|
|
|
2. Гигиеническое |
Организация, задачи, |
2 |
1 |
1 |
|
обучение |
принципы и методы |
|
|
|
|
работников |
гигиенического обучения работников по вопросам здорового питания |
|
|
|
|
4. Физиологичес |
Понятие «Нормы |
2 |
1 |
1 |
|
кие потребности |
физиологических |
|
|
|
|
человека в |
потребностей в пищевых |
|
|
|
|
пищевых |
веществах и энергии». |
|
|
|
|
веществах и |
Оценка качественной и |
|
|
|
|
энергии |
количественной стороны питания. Научные основы лечебнопрофилактического питания. Лечебнопрофилактическое питание, в связи с вредными условиями трудовой деятельности |
|
|
|
Собеседование |
5. Пищевые |
Современная |
2 |
1 |
1 |
|
отравления и их |
классификация и анализ |
|
|
|
|
профилактика |
пищевых отравлений: пищевые отравления микробной и немикробной природы |
|
|
|
|
Всего: |
9 |
4,5 |
4,5 |
|
Рабочая программа учебного модуля «Основы иммунопрофилактики.
Профилактика ВИЧ-инфекции для работающего населения»
Цель: формирование у работодателей способностей по
стимулированию и мотивированию работников к профилактике ВИЧ- инфекции и СПИДА и ведению здорового образа жизни.
Задачи:
- овладеть знаниями: принципов иммунопрофилактики,
профилактики ВИЧ-инфекции.
- овладеть приемами санитарно-просветительской работы среди работников по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.
По итогам обучения слушатели должны:
знать:
- нормативное правовое регулирование в сфере обеспечения иммунопрофилактики, а также профилактики ВИЧ-инфекции;
- теоретические основы иммунопрофилактики,
- профилактические меры по предупреждению ВИЧ-инфекции; общие вопросы организации доврачебной помощи больным с
инфекционной патологией;
организацию санитарно-просветительной работы и гигиенического воспитания работников;
уметь:
проводить общие профилактические мероприятия; проводить санитарно-просветительную работу среди работников предприятия по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.
Учебный план
|
Наименование |
Содержание |
Трудоем |
Л |
пз |
Форма |
разделов и тем |
|
кость |
|
|
контроля |
2. Основы |
Значение |
2 |
1 |
1 |
|
иммунопрофилак |
иммунопрофилактики |
|
|
|
|
тики |
в предупреждении инфекционных заболеваний Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 № 877 «Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ- инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров» |
|
|
|
|
3. Профилактика |
Особенности |
6 |
3 |
3 |
|
ВИЧ-инфекции |
распространения ВИЧ- |
|
|
|
|
среди |
инфекции в |
|
|
|
|
трудоспособного |
Российской Федерации |
|
|
|
|
населения |
и мире. Источники инфекции и пути заражения ВИЧ-инфекцией Нарушения иммунной системы при ВИЧ- инфекции |
|
|
|
|
Наименование разделов и тем |
Содержание |
Трудоем кость |
Л |
ПЗ |
Форма контроля |
|
Приоритет проведения просветительских работ среди работников по вопросам профилактики ВИЧ- инфекции. Организация работы различных центров по профилактике и борьбе с ВИЧ- инфекцией и СПИДом |
|
|
|
|
4. Правовые основы защиты трудовых прав ВИЧ инфицированных работников в России |
Проблемы дискриминации ВИЧ- инфицированных. Универсальные и региональные правозащитные конвенции ВИЧ- инфицированных в области социальной защиты. Нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам труда и занятости ВИЧ- инфицированных. Социально-бытовая помощь ВИЧ- инфицированным, право на получение образования, переквалификации и трудоустройства |
2 |
1 |
1 |
|
Всего: |
11 |
5,5 |
5,5 |
|
|
|