ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ: В МУЗЕЕ ЗИМИНСКОГО РАЙОНА СОСТОЯЛАСЬ ПЕРВАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
 

Администрация Зиминского района

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Субота, 18 Май 2024
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная Новости Новости ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ: В МУЗЕЕ ЗИМИНСКОГО РАЙОНА СОСТОЯЛАСЬ ПЕРВАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ: В МУЗЕЕ ЗИМИНСКОГО РАЙОНА СОСТОЯЛАСЬ ПЕРВАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

Печать

kraevedy15 февраля в Кимильтее на базе Районного историко-краеведческого музея состоялся второй тур краеведческой олимпиады школьников Зиминского района. Заочный этап включал в себя работу с текстовыми заданиями по ряду вопросов из разных областей краеведения, включая проверку знаний социально-политических вопросов. Интеллектуальные испытания на историческую тему в таком формате проводятся на территории впервые.

По словам директора Центра развития образования учреждений Зиминского района Инны Адамовны Курбаловой, автором идеи апгрейда методики проверки краеведческих знаний школьников выступила старший методист Центра Эльвира Михайловна Ермолович. К разработке идеи присоединился Районный историко-краеведческий музей во главе с директором Татьяной Спартаковной Лебедевой. Музей располагает богатой коллекцией исторических экспонатов и краеведческих материалов. До сего времени они использовались абсолютно традиционно, то есть экскурсоводы рассказывали посетителям об их происхождении, бытовании и функции, демонстрируя экспонаты в соответствующем эпохе антураже. В этот раз организаторы пошли принципиально дальше: школьникам, успешно прошедшим заочный тур, предлагалось самим выступить в роли экскурсоводов и грамотно рассказать о нескольких экспонатах музея, используя как непосредственно сам предмет, так и имеющееся описание. Ученики 3-5 классов были заняты описанием ухвата, ученикам 6-8 классов предлагалось рассказать о рубеле, приспособлении для глажки белья в доэлектрические времена. Старшеклассники занимались угольным утюгом, ровесником XX века, с интереснейшей историей.

Но прежде чем огласить общие итоги олимпиады, необходимо рассказать о заочном этапе краеведческой олимпиады. Среди вопросов заочного тура были, например, такие: кто такой губернатор и как зовут губернатора Иркутской области, как зовут мэра Зиминского района, аналогичные сведения надо было вспомнить и о президенте. Или назвать муниципальное образование, герб которого изображён на картинке, рассказать о происхождении названий сёл и рек Зиминского района. Топонимика, по словам педагогов и музейщиков, провалилась.

- Краеведческая олимпиада с практическим этапом проводится в Зиминском районе впервые. Впрочем, и теоретический этап включал необходимость применения межпредметных связей. Так, например, участникам предлагалось рассчитать, какая часть жителей Зиминского района проживает в с. Батама. Это задача в одно действие, но с необходимостью применения краеведческого материала. Заочный этап выявил функциональную неграмотность школьников – они не умеют применять знания на практике, обладая довольно большим их запасом. Например, не понимают, что объединяет президента, губернатора и мэра. Не понимают, что это вертикаль исполнительной власти, не понимают каковы их функции. И это ученики 11 класса, которые сами через год пойдут на выборы. Далее, президента знают все отвечавшие, губернатора и его имя – процентов 50 участников, мэра Зиминского района – 75 %, но не все знают, как её зовут. Меж тем в школах висят портреты этих людей, и детям был дан список литературы для подготовки, - рассказала автор проекта Эльвира Ермолович. – И мы заметили, чем старше школьник, тем меньше у него краеведческих знаний.

Старший методист Центра развития образования учреждений Зиминского района заметила, что заочный тур краеведческой олимпиады не получился особенно многочисленным, равно как и срезом краеведческих знаний и навыков их применения его не назовёшь. Олимпиада – это скорее эксперимент. В заочном этапе приняли участие 40 учеников из 6 школ района: басалаевской, кимильтейской, новолетниковской, покровской, самарской и филипповской. В практическом не участвовали басалаевские школьники. Всех, кому никакие отговорки не помешали прибыть в Кимильтей, приветствовал председатель районной Думы В.А. Ваньков:

- Тема вашей работы действительно актуальна. Когда мы говорим об истории, родине, предках, мы говорим, прежде всего, о людях. Хотелось бы, чтобы вы глубже знали людей, живущих рядом с вами. Думаю, что краеведческая олимпиада поможет вам не только в изучении истории Зиминского района, но и о тех людях, что делали эту историю.  Всем людям, педагогам, краеведам, которые написали книги по краеведению, только слова благодарности. Возможно, их ученики также станут авторами книг по истории района, экземпляры которых будут экспонироваться в кимильтейском музее. Всем успехов на этом пути.

Практический этап, несмотря на готовые текстовые материалы об истории возникновения экспонатов, оказался сложнее теоретического. Ребята должны были не только рассказать истории ухвата, рубеля и утюга, но и как бы заполнить паспорт экспоната как единицы хранения с указанием автора находки, описанием внешнего вида и конструкции, место создания или бытования находки, источник и способ её поступления в музей и ещё несколько пунктов. И только в конце рассказать об истории предмета и легендах, с ним связанных. Это и составляло основную сложность прохождения этапа, потому что демонстрировать хорошую память, начитанность и широкий кругозор значительно легче, чем скрупулёзно описывать скучные вещи о технике изготовления находки или сообщать точную географическую привязку. Далеко не всем юным краеведам, временно переквалифицировавшимся в экскурсоводов, удалось достичь требуемого результата: большинство унеслись в содержание легенд, манкируя требованиями к оформлению экспоната. Культура речи также оказалась далеко не на высоте, как у младших школьников, так и у старшеклассников.

Экспертами в трёх группах испытуемых выступили: в младшей – директор музея Татьяна Лебедева, в средней – Эльвира Ермолович и заместитель председателя Комитета по культуре администрации Зиминского района Валентина Гаврилова, в старшей – Инна Курбалова, Андрей Пономаренко, ведущий специалист зиминского городского архива и учитель русского языка и литературы Алла Евсина.

Ухват, доставшийся для работы младшим школьникам, оказался труден для описания и презентации, чем проще предмет, тем сложнее его описывать, но особенно прилежным ребятам удалось достичь выполнения максимума требований. Артём Мокрицкий из Новолетников даже сделал для себя маленькое открытие относительно происхождения формы этого предмета кухонной утвари. Он признан победителем краеведческой олимпиады в своей возрастной группе. Призёрами стали Михаил Зубаков из Самары и Анастасия Паулина, ученица кимильтейской школы.

Ученики среднего звена рассказывали о рубеле. Этот бытовой предмет оказался не в пример романтичнее ухвата, поскольку помимо сугубо прикладной функции носил и нехарактерное для него назначение музыкального инструмента и измерителя силы женщины, разминавшей им бельё. Скрупулёзно, полно и в то же время лаконично описала экспонат ученица 8 класса кимильтейской школы Кристина Беднарж, сообщив экспертам не только занимательные факты, но и технологию изготовления и появления находки в музее. Призёрами среди краеведов, обучающихся в 6-8 классах, стали Никита Чистилин из Ухтуя и Дарья Мокрицкая из Новолетников.

Старшеклассники оказались в самом выигрышном положении. Они представляли своим экспертам и экскурсантам утюг 1901 года изготовления. Этот экспонат уникален. Он был сделан в том же году, когда Лев Толстой был предан анафеме и отлучён от церкви. Это отражено в конструкции предмета. Автор модели был, видимо, весьма религиозным и верноподданным гражданином. Отверстие, через которое закладывались угли для разогрева утюга, прикрыто бляшкой, стилизованной под лицо мятежного писателя. Таким образом, человек, утюживший бельё и одежду, каждый раз сжигал еретика или предавал его анафеме каждую минуту утюжки. Не впасть в романтизм и поэтичность, пусть и отрицательного образа, при описании было трудно. Хотя некоторые части легенды напрямую были связаны с технологией производства самого экспоната и его работой. Удалось это далеко не всем ребятам. Алина Прохорова из Новолетников и Андрей Кузьмин из кимильтейской школы стали призёрами краеведческой олимпиады по итогам двух туров среди старшеклассников. 9-классница из Новолетников Арина Вазякова – победила в своей возрастной категории. Её руководитель О.А. Соснова, директор новолетниковской школы и учитель словесности, заметила, что победа её воспитанницы не является неожиданностью, потому что Арина – отличница и имеет успехи в изучении многих дисциплин.

- Интересно было прикоснуться к предмету, которого уже нет в нашем обиходе, дотронуться до истории, разбудить экспонат. Это было волнующе, потому что выступить пришлось при минимальной подготовке. Экскурсоводом быть интересно.

Подводя итоги олимпиады, её организаторы высказали каждый своё пожелание и поделились планами. Директор районного историко-краеведческого музея Т.С. Лебедева уверена, что экспонаты должны работать:

- Есть мысль объединить в одном курсе музей и школу, сделать новый ресурс. Мы проанализируем наше мероприятие, не хотелось бы, чтобы всё закончилось одним разом. Будем разрабатывать программу общения.

- Выступления требовали больших усилий, выйти на аудиторию, превозмочь себя с тем, что ты прочёл и, быть может, никогда до этого не знал, это весьма серьёзно. Надо читать и развивать речевую грамотность. Мы впервые проводим подобную олимпиаду, будем работать над усовершенствованием этапов, - сказала Э.М. Ермолович.

Общий итог подвела директор Центра развития образования учреждений Зиминского района
И.А. Курбалова:

- Завершилась наша первая районная краеведческая олимпиада. Это для нас, для района – событие, я считаю. Потому что говорить о районе с такой теплотой, погружаться в его изучение, я думаю, всем понравилось. И показалось, что старина – это не что-то старое, плохое, ненужное, а старина – это глубокое, интересное, имеющее историю. Не забывайте своей истории, изучайте её, педагоги всегда помогут вам. Требует ли наше начинание продолжения?

Ответом ей был лес рук.

Пресс-служба администрации Зиминского района

 

 
Яндекс.Погода
Баннер
Главная Новости Новости ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ: В МУЗЕЕ ЗИМИНСКОГО РАЙОНА СОСТОЯЛАСЬ ПЕРВАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

Notice: Undefined variable: menuSub in /home/rzima/rzima.ru/docs/modules/mod_f2caccordion/tmpl/default.php on line 28

Для участников СВО

Новости

Администрация Зиминского района

Дума Зиминского муниципального района

Архитектура и градостроительство

Общественная палата

Реализация региональных планов, концепций, стратегий в интересах женщин и детей

Комитет по образованию администрации Зиминского района

Контрольно-счетная палата

Зиминский район

ФИНАНСЫ

Противодействие коррупции

События

Актуально

Экономика

Сельское хозяйство

Инициативные проекты

Общество

Комитет по управлению муниципальным имуществом

ВЫБОРЫ

Сельские поселения

Муниципальные услуги и функции

Народные инициативы

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Архивный отдел

МО МВД России "Зиминский"

ГО И ЧС

ОХРАНА ТРУДА

КУЛЬТУРА

Молодежная политика и спорт

Совет женщин Зиминского района

Административная комиссия

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Муниципальные программы

Найди меня, мама

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ

Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений

Извещения и объявления о предоставлении земельных участков

НАЛОГОВАЯ

«Раскрытие информации регулируемыми организациями по приказу от 15.05.2013 г № 129»

Муниципальные учреждения

Центр занятости населения

Отдел жилищно-коммунального хозяйства и экологии

Информация ФСС

Фонд "Пульсар"

Противодействие терроризму и экстремизму

Всероссийская перепись населения 2021 года

Служба Гостехнадзора Иркутской области

Защита прав потребителей

Муниципальный контроль

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Баннер
Баннер
Баннер