Всемирный день прав потребителей, право потребителя на информацию

Печать

О девизе Всемирного дня прав потребителей в 2020 году

 

В 2020 году Всемирная организация потребителей (Consumers International) призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.

Немаловажно, что обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства уже является одной из Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых государствами - членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

В связи с этим 15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»).

 

По подсчетам ООН домохозяйства потребляют 29 процентов мировой энергии и, соответственно, их вклад в общие выбросы CO2 составляет 21 процент. Другие исследования показывают, что около 1 миллиона пластиковых бутылок продается по всему миру ежеминутно, а в 2018 году произведено 24,2 миллиарда пар обуви, при производстве которой используется несколько видов пластика и других материалов, которые практически не перерабатываются. В рамках глобального потребления отмечается, что производство продуктов питания связано с высоким энергопотреблением, вырубкой лесов, увеличением выбросов парниковых газов и чрезмерным использованием воды. 60% пластика, большая часть которого поступает из пищевой промышленности, попадает на свалки или в окружающую среду.

Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.

Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.

 

ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИНФОРМАЦИЮ

Право потребителя на информацию


 

Важнейшим критерием потребительского выбора товаров или услуг является информация. Только обладая полной и достоверной информацией потребитель, может выбрать тот товар или услугу, которая в наиболее полной мере удовлетворяет его потребности и ожидания.

Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 29.07.2018) «О защите прав потребителей» регламентируется не только алгоритм предоставления информации для потребителя, но и предусматривается тот момент, что предоставляемая информация должна быть надлежащей и достоверной.

Таким образом, потребительская информация в своей сути является комплексом обязательных сведений, сообщений, данных, которые обязательно должны быть доведены до сведения потребителя. В том случае  если же, была предоставлена заведомо ложная информация, или же ненадлежащим образом, следует привлечение к ответственности продавца, исполнителя, изготовителя в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статьи 8 «Закона о защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Право на получение информации является гарантом для потребителя того, что именно этим пунктом закрепляется ответственность перед потребителем того, кто конкретно несет ответственность  за качество и безопасность приобретаемого товара, проводимой работы или оказываемой услуги. При этом, нарушение данной статьи «Закона о защите прав потребителей» влечет за собой обязанность второй стороны договорных отношений ее предоставить. Нарушение данных условий предусматривает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст. 10 «Закона о защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также их целесообразности.

На сегодняшний день, практически каждый потребитель хотя бы раз сталкивался с тем, что в супермаркетах возникают ситуации, когда на товар указана одна цена, а на кассе продавец пробивает совершенно другую, причем, как правило, выше той, что указана на ценнике и это, несомненно, является нарушением «Закона о защите прав потребителей».

Из пункта 1 статьи 10 «Закона о защите прав потребителей» следует, что продавец обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах. Пункт 2 статьи 10 «Закона о защите прав потребителей» дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации. Кроме того, статьей 435 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) закрепляется понятие оферты.

Оферта есть такое понятие как оферта, т.е. задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать товар покупателю именно по той цене, которая на данный момент в этой оферте указана.

Но проводя анализ «Закона о защите прав потребителей», можно отметить, что законодатель не дает точного определения категории «информация потребителей» или «потребительская информация». Законодательно закрепляется право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах), определяется содержание и ответственность продавца, исполнителя, изготовителя за ненадлежащую информацию.

В случае если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков.

При невозможности использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению потребитель вправе потребовать предоставления в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения причиненных ему убытков.

В данном случае законодатель закрепил обязанность потребителя возвратить товар изготовителю.

В случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования, предусмотренные ст. 14 Закона о защите прав потребителей.