Ученики Ухтуйской школы вновь показали высокие результаты в научно-исследовательской деятельности

Печать

uhtuiskie shkolniki

Первое полугодие учебного года по традиции для учащихся школ Зиминского района становится временем участия в научно-практических конференциях и форумах областного, межрегионального и всероссийского уровней, чтобы показать свои знания в технологической, естественнонаучной или социальной сферах, возможности креативного мышления и умение решать порой совсем не детские задачи. 2021 год не стал исключением. Ученики Ухтуйской школы делятся свои опытом и успехами в исследовательской и проектной деятельности.

 

Самым «урожайным» на участие в онлайн-форумах стал декабрь. Так, с 9 по 11 декабря состоялась XXVIII региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее, Сибирь!». Программа объединила обучающихся и учителей из 35 городов и населенных пунктов Приангарья. В конференции приняли участие и ребята из Ухтуйской школы. Работа Михаила Клепикова «Учитесь на чужих ошибках. Правила поведения в киберпространстве» заняла 1 место. Михаил работал под руководством К.Ю. Помогаевой, учителя истории и обществознания. Его проект, исследующий киберпреступность, заинтересовал экспертов уже во время форума, юному исследователю и аналитику было задано много вопросов, завязался интересный диалог.

В числе призеров, занявших 2 место, оказались Вячеслав Щукин, Виктория Воробьева и Максим Шалаев. Их проекты были представлены в разных номинациях. «Влияние интересов общества на игровую индустрию» - так звучит название проекта Славы Щукина. Он давно увлекается информационными технологиями, поэтому свою работу посвятил теме влияния интересов общества на игровую индустрию на примере предпочтений учеников своей школы, анализа зависимости детей от компьютера и отношения общества к игровой индустрии в целом.

Вика Воробьева представила актуальный в период пандемии проект о пользе фиточая при простудных заболеваниях. Ей это интересно, ведь Виктория по окончании 11 классов собирается поступать в медицинский институт.

Максим Шалаев защищал честь района на секции «Право, судебная деятельность, юриспруденция» с проектом «Права и обязанности детей», продуктом которого стали детально разработанные буклеты для учащихся с перечислением их прав и обязанностей в возрастных рамках.

Еще одним призером, занявшим 3 почетное место, стала Диана Труфанова с проектом «Откуда берутся дети?», в котором она проанализировала прирост учеников в Ухтуйской школе за 10 лет. Ее работа интересна тем, что Диана изучила не только причины количественного роста, но и гендерного преобладания. Проще говоря, почему девочек в школе больше, чем мальчиков. Диана Труфанова не первый раз выступает на областном форуме, ее работы были признаны на всероссийском и даже на международном уровне.

Ирина Свенская с проектом «Макросъемка… Маленький мир – крупным планом», Елизавета Шкрабак с проектом «Краткий разговорник для путешествий за границу», Александр Бухаров с проектом «Веб-сервис как средство дистанционного и электронного обучения» и Никита Зайцев с проектом 3D-версии «Робототехнический комплекс «Зеленая Сибирь». получили поощрительные дипломы и огромный стимул, чтобы продолжать работать над своими проектами.

В этом году прошли XX региональные интеллектуальные соревнования «Шаг в будущее, юниор». Здесь тоже есть отличные результаты. Так, дипломы II степени получили: ученик 2 класса Александр Холоденко - за исследовательскую работу «Влияние удобрений на рост и цветение георгин» и ученик 5 «А» класса Глеб Кислицын – за краеведческую работу «Память семьи – память народа».

Никита Зайцев - ученик 11 класса, будущий инженер-конструктор, зарекомендовал себя и свои разработки в области восстановления лесов Сибири на областной онлайн-конференции научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов по техническому творчеству среди обучающихся образовательных организаций Иркутской области «Дети. Техника. Творчество» и на областной конференции «Исследователь природы Восточной Сибири» в секции «Лесоведение и лесоводство», где был отмечен дипломами III и I степеней. На этот раз его лесопосадочный робототехнический комплекс «Зеленая Сибирь» был представлен в 3D-версии.

- Разработка новой модели заняла полтора года, - рассказывает Никита Зайцев, демонстрируя нового робота. - В прошлом году робототехнический комплекс был выполнен на основе платформы лего, что делало его громоздким, неповоротливым. Конечно, его было за что критиковать. Я вместе со своими руководителями Ольгой Ивановной Кислицыной, учителем физики, и Владимиром Олеговичем Пилипенко, педагогом дополнительного образования, решил не отходить от своей темы, так как она очень актуальная для нашего региона и страны в целом, поэтому занялся усовершенствованием модели. В итоге появилась абсолютно новая модификация робота.

Конструкция нового комплекса за счет 3D-деталей, самостоятельно выполненных Никитой на 3D-принтере, уменьшена в полтора раза, повысились её прочность и технологичность, компактность, скорость посадки саженцев и снизился уровень потребления энергии.

- Первой деталью, которую я сделал на 3D-принтере, было навесное оборудование, затем лопата, клин, подвеска, которая оказалась достаточно легкой и стабильной. Самым сложным стал газораспределительный механизм, но не в создании, а в сборке. Тем не менее, мне удалось сделать его достаточно компактным. Последним, что я спроектировал, был раздаточный механизм. В первой модели он занимал площадь техники, здесь мы видим, что он небольшой, имеет два состояния: неподвижное, в котором держатся саженцы - это 75 ячеек, и подвижное, через которое проходит саженец для непосредственной посадки. Две части друг с другом сообщаются, саженец в итоге попадает в отверстие, находящееся в основании, по каналу проходит вниз и садится. Место для посадки саженца готовится роботом с помощью лопаты, которая из спокойного положения переходит в рабочее, т.е. врывается в землю и сворачивает дерн, открывая посадочное место, куда врезается клин и сажается саженец. Робот оснащен пневматической системой, отвечающей за всю работу.

Это короткое описание лесовосстановительного робототехнического комплекса, выполненного Никитой в 3D-версии. Когда же слушаешь, как о нём рассказывает Никита, то по-настоящему воодушевляешься его идеей, ведь становится понятным значение каждой детали, содержащейся в модели, значимость многофункциональной техники при восстановлении лесов в труднодоступной местности, которыми богата Сибирь, технологическую и экономическую составляющие при производстве и эксплуатации подобных моделей в лесной отрасли.

- Сегодня робот-комплекс можно использовать вместе с дронами, как новую модель в лесовосстановлении, - продолжает аргументировать значение своего исследования юный конструктор. - Дрон нужен для оценивания и проектирования территории прохождения робота, а также для замены съемных частей техники: барабана, чтобы дополнять его саженцами, и аккумулятора для его замены. В этом случае робот будет полностью автономным. В своем исследовании я просчитал возможную оценку стоимости реализации проекта. Это 2,5 млн рублей, здесь учитывается стоимость качественных материалов и двигателей. Для сравнения, стоимость трактора средней весовой категории составляет 1,5 млн рублей, навесное оборудование для посадки леса этого трактора составит еще порядка 500 тысяч рублей. Плюсы и в том, что моя модель не требует предварительной обработки почвы и использования человеческих ресурсов, а значит, экономически выгодная.

Несмотря на уверенность в своей инженерной разработке, Никита не считает модель завершённой. Он, как настоящий конструктор, уверен, что всегда есть над чем работать и что усовершенствовать. Сейчас Никита Зай-цев вместе со своими научными руководителями будет готовиться к всероссийскому лесному конкурсу «Подрост», где главной темой являются вопросы лесовосстановления.

- Учащиеся Ухтуйской школы на научно-исследовательских конференциях и форумах всегда достойно отстаивают честь не только школы, но и села, и района. Стабильные результаты в проектно-исследовательской деятельности возможны благодаря творческой работе педагогов-исследователей, - уверена руководитель школьного проекта «Одаренные дети» Ольга Кислицына. - Отрадно, что в неё включаются молодые педагоги. В этом году успешным стал наставнический дебют В.О. Пилипенко и С.В. Лопатиной. Под руководством К.Ю. Помогаевой ребята уже второй год приносят победы Зиминскому району в области краеведения, обществознания, права. Почти десять лет в этом направлении результативно работают ребята под руководством Л.В. Дикой, И.А. Чернышевой, Е.В. Пилипенко и моим. Пожелаем им удачи и новых заинтересованных в науке детей.

Пресс-служба администрации Зиминского района