Этнокультура

Печать

Жива чувашская культура в Новолетниках

AkatujБольше века назад переселенец из Республики Чувашии Иван Спиридонов срубил в чистом поле, на берегу сибирской речки Оки, избу… Так начинается история векового чувашского села Новолетники, расположенного в Зиминском районе Иркутской области. Как памятник культуры стоит здесь первый дом, привлекая внимание приезжих необычным крыльцом — символом гостеприимства и открытости чувашского народа.

Еще 30 лет назад в Новолетниках родным языком считался чувашский. Сегодня же на нем разговаривают, в основном, пожилые люди. Хотя молодое поколение и понимает речь бабушек и дедушек, но сами общаются на русском языке. Жива у стариков в домах и сама чувашская культура: домотканые дорожки, прялки, вышитые полотенца. В сундуках бережно хранятся национальные костюмы, которые с гордостью надевают на сельские праздники. На столах накрыт чувашский ужин, а в углу комнат зимой жужжат веретена прялок, на которых до сих пор рукодельницы прядут пряжу и затем вяжут внукам теплые носочки и варежки.

Чтобы этническая культура не погибла, необходимо постоянно, из поколения в поколение, ее поддерживать. На протяжении всей своей деятельности в сфере культуры эту функцию выполняет директор Чувашского народного центра и Дома культуры с. Новолетники Валентина Ягшимурадова. Весь ее род состоит из чистокровных чувашей, прибывших в Сибирь из Республики Чувашия, поэтому для нее важно поддержать традиции родного этноса, сохранить наследие и передать молодежи чувашскую субкультуру. Активная и позитивная Валентина Павловна успевает везде: и клубом заведовать, и Центр развивать, и вокальными коллективами руководить, и на всевозможных чувашских мероприятиях выступать. С детства Валентина Павловна неразлучна со сценой: пела для местной молодежи; будучи пионером и комсомольцем, участвовала в культурной жизни села, в организации разных мероприятий и праздников. Получив образование, работала по профилю – начальником животноводческого комплекса с . Новолетники, затем главным зоотехником на ферме. И тут же вела красный уголок. А с 1974 года стала петь в вокальном ансамбле.

Полностью перешла работать в культуру в 1992 году, сначала художественным руководителем, а через полгода директором клубного комплекса, куда входили 6 клубов: Масляногорский, Осиповский, Верхнеокинский, 1-Успенский, 3-Успенский и, конечно же, Новолетниковский. Без работы, как и сегодня, сидеть не приходилось. В каждом клубе работали вокальный ансамбль либо художественная самодеятельность, а также кружки вязания и вышивания. Несмотря на отсутствие именно культурного образования, Валентина Павловна старается повышать свою квалификацию на всевозможных курсах развития чувашской культуры. Поэтому сейчас она - настоящий кладезь знаний национальных обрядов и обычаев.

Кипит сегодня работа в Чувашском народном центре. Большое внимание уделяется чувашским народным коллективам, а их здесь три. В детском вокальном ансамбле «Матрешки» поют самые маленькие ребятишки. Этот этап считается подготовительным. Здесь дети учатся азам вокала, здесь им ставят голос, обучают запоминанию текстов песен, учат правильно держаться на сцене. После 4 класса из маленького артисты переходят в подростковый коллектив – детский образцовый чувашский народный ансамбль «Саванас», что означает «Радость». А затем им открываются двери во взрослый ансамбль «Йомра». Кристина Никифорова, Надежда Алферова, Ульяна Мокрицкая – участницы ансамблей «Саванас» и «Йомра» - наперебой рассказывают о впечатлениях, эмоциях, полученных от участия и, в особенности, побед в чувашских конкурсах и фестивалях не только районных, но и в областных и международных. За плечами у коллектива «Саванас» участие в фестивале детского творчества «4 стихии под небом Иркутска», региональном фестивале «Талантлив я», в большом интернациональном детском концерте «Приангарье – наш дом», VI отборочном фестивале-конкурсе чувашской песни, XVI Всечувашском фестивале-конкурсе «Кэмэл Саса» («Серебряный голос») и многих-многих других.

Сестер Кристину и Олесю Никифоровых хорошо знают и любят в столице Чувашии Чебоксарах, именно здесь проходят главные чувашские фестивали. Несмотря на всю строгость оценки выступлений – учитываются вокальные данные, правильное произношение, подбор костюмов и т.д. – новолетниковские коллективы с честью защищают Зиминский район и родное село, получая дипломы лауреатов 1, 2, 3 степени.

Разучивая и исполняя песни на чувашском языке, молодежь начинает  интересоваться самим языком. Дети подходят к родителям с просьбой обучить их разговорной чувашской речи. В чувашском народном центре временно приостановлен факультатив по обучению национального языка, но в планах в ближайшем будущем восстановить его работу, посещаемость обещает быть 100-процентной. А пока девчонки работают со словарем. Хорошо, что имеется большой запас необходимой литературы.

Показать всю культуру чувашского этноса только через песни сложно. Дополнением идут национальные костюмы и занятие рукоделием. Сегодня все коллективы Центра одеты в чувашские костюмы, пошитые и украшенные согласно обычаям и преданиям, с соблюдением цветов и орнаментов. Ведь в древности одежда чувашей служила не только для красоты, но и для охраны от злых духов. Каждый орнамент в вышивке имеет свой смысл, по нему можно прочитать о значении в жизни народа животного мира, природных стихий, древа жизни. Цвета тоже имеют большое значение: красный говорит о стремлении народа к яркой, прекрасной, счастливой жизни; белый цвет считается символом чистоты, правдивости, мудрости; красный цвет символизирует извечное стремление народа к свободе; желтый цвет - цвет Солнца, дарующего жизнь всему на земле. Самостоятельно разрабатывая идеи и дизайн платьев, коллективы изучают происхождение и значение узоров, сохраняя ценность ручной работы и натуральных материалов.

Занимаясь в кружках бисероплетения, воспитанники Центра собственноручно делают украшения к костюмам, участвуют в выставочных конкурсах и ярмарках-продажах. Работы девчонок пользуются успехом и быстро раскупаются, нередки и специальные заказы. На вырученные деньги снова покупается расходный материал: бисер, ракушки, нити, иглы...

Чувашские народные коллективы не только повышают свое мастерство и знания этнической культуры, но и доносят ее до всех жителей села через сельские национальные праздники. Ярко, необычно и интересно проходят чувашские праздники в Новолетниках. Далеко за пределами Зиминского района знают о празднике хлеборобов «Акатуе». С большим размахом и сохранением традиций проходит день венчания плуга и земли. С самого раннего утра народ начинает готовить нарядные чувашские убранства и собирать на общий стол национальные блюда. Ряженые дети стучатся в каждый дом, приглашая людей на праздник. С молитвами языческим богам режется барашек, из потрохов которого готовится в большом казане любимое блюдо чувашей – шурпа. Единение земли и плуга проходит в виде вспашки борозды отца с сыном и приношения даров богу плодородия. Девушки и женщины водят хороводы, а мужчины и мальчики участвуют в борьбе на полотенцах. Венчается праздник большим чувашским концертом и застольем.

Еще одним из замечательных и знаковых национальных праздников считаются рождественские посиделки, которые проходят в Доме культуры в праздник Сретения Господня. В клуб пообщаться, рассказать интересные истории из жизни приходят даже самые пожилые люди, заранее тщательно готовясь к празднику. Дети с интересом участвуют в сценических постановках и мастер-классах по рукоделию. Все мероприятие, от начала до конца, несет в себе национальный колорит и самобытность чувашской культуры.

Неотъемлемой частью жизнедеятельности жителей Новолетников являются коллективные сборы, так называемые «неме», когда молодежь дружно помогают землякам построить дом или баню, заготовить дрова на зиму или поправить забор.

Согласие и участие всех жителей села в любых национальных мероприятиях говорит о дружбе, сохранении культуры чувашского народа. Приобщаясь к истории своих предков, изучая их традиции и обычаи, молодежь пронесет родную культуру вперед еще на века. И кто знает, может, на следующие сто лет чувашского села Новолетники в прессе будут писать: «Два века назад переселенец из Республики Чувашии Иван Спиридонов срубил в чистом поле, на берегу сибирской речки Оки, избу…».

Пресс-служба администрации Зиминского района