Специальная оценка условий труда

Печать

Специальная оценка условий труда

 

Федеральный закон  №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вступил в силу  1 января 2014 года.

С 1 января текущего года вместо аттестации рабочих мест работодатели обязаны проводить новую процедуру – специальную оценку условий труда. Для этого им необходимо заключить договор с соответствующей организацией, которая должна отвечать указанным в законе требованиям.

В переходный период реализации закона (до 31 декабря 2018 года) к проведению специальной оценки условий труда допускаются  специализированные организации, имеющие право (аккредитацию)  на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Если по состоянию на 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация, то в соответствии с федеральным законом, ее результаты действительны в течение 5 лет со дня ее завершения. В этот период специальную оценку в организации проводить не требуется.

Специальная оценка должна проводиться в отношении всех рабочих мест в организации, включая те, аттестация которых ранее была необязательна – например, при работе исключительно на компьютере. Специальная оценка проводится 1 раз в 5 лет.

Вместе с тем, специальная оценка условий труда не должна проводиться в отношении надомных и дистанционных работников и работников, занятых у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

Порядок проведения специальной оценки во многом аналогичен порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Вместе с тем добавляется новый этап – идентификация потенциально вредных факторов производственной среды и трудового процесса. Последнюю должен осуществлять эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса –  оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников.

При отсутствии вредных или опасных факторов соответствие рабочих мест государственным нормативам можно декларировать. Речь идет о тех рабочих местах, на которых не выявлены вредные и опасные факторы.

Декларацию соответствия условий труда работодатели могут подавать в региональную инспекцию труда. Она будет действительна 5 лет и может быть автоматически продлена на тот же срок, если за указанный период на соответствующих рабочих местах не было несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Если же эти события произойдут, действие декларации прекратится, а в отношении таких рабочих мест должна быть проведена внеплановая специальная оценка.

По результатам специальной оценки условий труда предусмотрено установление или отмена дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд и скидок или надбавок к страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В дополнение к Закону №426-ФЗ законодателями приняты поправки к ряду федеральных законов, в том числе к административному кодексу РФ.

Так если специальная оценка не проведена или нарушены правила ее проведения, работодателю-организации грозит штраф на сумму от 60 до 80 тыс. руб., а индивидуальному предпринимателю – от 5 до 10 тыс. руб.

Кроме того, административная ответственность установлена и для организаций, которые проводят специальную оценку. Штраф за нарушения порядка ее проведения для таких организаций может составить от 70 до 100 тыс. руб.

В заключение следует отметить, что указанные изменения в трудовое законодательство были разработаны федеральными органами власти с целью создания единой системы специальной оценки условий труда и повышения заинтересованности работодателя в  улучшении условий труда на рабочих местах.

 

Главный специалист по  управлению охраной  труда администрации

Зиминского районного муниципального образования О.С.Старкова