Разъяснение о порядке определения среднесписочной численности работников для исчисления квоты для несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет
Уважаемый работодатель!
Согласно части 1 статьи 2 Закона Иркутской области от
6 марта 2014 года № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» (далее – Закон № 22-ОЗ) квота для приема на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет (далее – несовершеннолетние) устанавливается в размере 1 процента к среднесписочной численности работников для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области и имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек (далее – работодатели). При исчислении квоты для приема на работу несовершеннолетних в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда, а также работники, для замещения должности которых законодательством установлен особый порядок.
Частью 2 статьи 2 Закона № 22-ОЗ предусмотрено, что работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников.
Работодатели обязаны ежемесячно представлять в государственные учреждения службы занятости населения информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства несовершеннолетних в соответствии с установленной квотой для приема на работу несовершеннолетних, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу несовершеннолетних (далее – Информация по квоте), по форме и в порядке, которые установлены Правительством Иркутской области (часть 3 статьи 3 Закона № 22-ОЗ).
В Информации по квоте в графе 2 указывается среднесписочная численность работников в отчетном периоде, а в графе 3 - среднесписочная численность работников для исчисления квоты.
Обращаем внимание, в силу прямого указания абзаца третьего пункта 1 статьи 2 Закона № 22-ОЗ для исчисления квоты для приема на работу несовершеннолетних из среднесписочной численности работников, указанной в графе 2 Информации по квоте, необходимо исключать численность работников:
1) условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда;
2) для замещения должности которых законодательством установлен особый порядок.
Порядок проведения специальной оценки условий труда определен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные
(3 класс, подклассы 3.1,3.2, 3.3) и опасные условия труда (4 класс). Результаты проведенной специальной оценки условий труда отражаются в отчете о ее проведении, в который включаются карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах (статья 15 Федерального закона № 426-ФЗ).
Таким образом, при заполнении графы 3 работодатель исключает численность работников, в картах специальной оценки условий труда на рабочих местах которых указаны классы 3, 4.
Не допускается исключение из среднесписочной численности работников для исчисления квоты следующих категорий работников:
1) которые работают на рабочих местах, где труд несовершеннолетних запрещен;
2) в картах специальной оценки условий труда на рабочих местах которых установлены допустимые условия труда (2 класс), но в рекомендациях при этом указано, что на данных рабочих местах не рекомендован труд несовершеннолетних;
3) для замещения должностей которых законодательством запрещено или не рекомендовано применение труда лиц моложе 18 лет;
4) профессии которых включены в списки для предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.
Также из среднесписочной численности работников, указанной в графе 2 Информации по квоте, необходимо исключать численность работников, для замещения должности которых законодательством установлен особый порядок.
Правоприменительная практика показывает, что имеются сложности с толкованием работодателями термина «особый порядок»; работодатели ошибочно полагают, что данное нормативное предписание позволяет им при исчислении квоты для приема на работу несовершеннолетних произвольно исключать из среднесписочной численности должности работников, для которых установлены требования к квалификации по профилю (образованию). Вместе с тем, такой довод основан на неверном толковании части 1 статьи 2 Закона Иркутской области № 22-ОЗ.
Под особым порядком замещения должностей, установленным законодательством, следует понимать порядок замещения должностей (порядок оформления трудовых отношений между работником и работодателем), который подразумевает не общую (когда работник написал заявление о приеме на работу, а работодатель издал приказ о приеме на работу и заключил с работником трудовой договор), а особенную процедуру приема на работу (оформление трудовых отношений по результатам конкурса, по результатам голосования и т.п.), например, для замещения должностей:
- государственной гражданской службы (Федеральный закон
от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; - муниципальной службы (Федеральный закон от 2 марта 2007 года
№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»); - службы в органах внутренних дел (Федеральный закон
от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); - службы в таможенных органах (Федеральный закон
от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; - работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ (статья 332 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ);
- научных работников (статья 336.1 ТК РФ);
- председателей производственных кооперативов (Федеральный закон от 8 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»);
- руководителей коммерческих, а также некоммерческих организаций в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрены особые условия назначения на должность (избрание руководителя общим собранием участников общества (некоммерческой организации) и т.д.
В соответствии со статьей 18 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности. В соответствии с данной нормой работодателю необходимо издать соответствующий локальный акт, определяющий перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.
При отсутствии нормативного правового акта либо локального акта с данным предметом правового регулирования работодатели не вправе исключать работников из среднесписочной численности работников как замещающих должности в особом порядке.
Позиция министерства по данному вопросу поддержана судебной практикой.
Не относятся к должностям, к замещению которых установлен особый порядок (соответственно, указанные рабочие места должны включаться в среднесписочную численность для исчисления квот) должности следующих категорий работников:
1) для которых законодательством установлены требования к наличию профессионального образования;
2) работающих вахтовым методом;
3) работающих на основе сменного графика;
4) для замещения должностей которых законодательством запрещено или не рекомендовано применение труда лиц моложе 18 лет;
5) работающие на рабочих местах, где труд несовершеннолетних запрещен или условия труда не соответствуют нормам и требованиям законодательства Российской Федерации.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 7 Методических рекомендаций по заполнению формы предоставления организациями и индивидуальными предпринимателями в государственные учреждения службы занятости населения информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет в соответствии с установленной квотой для приема на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, утвержденных приказом министерства труда и занятости Иркутской области от
8 июня 2018 года № 28-мпр.
Работодателям необходимо обратить внимание на соблюдение требований регионального законодательства при определении перечня работников, включаемых в среднесписочную численность в отчетном периоде для расчета квоты для приема на работу несовершеннолетних.
Консультации по данному вопросу можно получить в отделе надзора и контроля в сфере занятости населения управления анализа и контроля министерства труда и занятости Иркутской области 8 (3952) 34-37-28,
24-14-10.